Проповедь на праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла
Проповедь на праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла
Память каждого из святых – это повод и причина для великой радости и пользы. Когда ночью мы зажигаем большую свечу, её свет даёт радость и помогает всем, кого он освещает, делать необходимое и не пребывать в темноте. Подобно этому и богоугодная жизнь, блаженная кончина и полученная от Бога благодать пожившего в чистоте на земле любого из святых сияет подобно факелу, подавая всем духовную радость и пользу. Когда земля даёт изобильные плоды, то радуются не только земледельцы, но все люди, поскольку земные плоды произрастают ради питания и наслаждения всех людей. Святые и тогда, когда живут на земле, побуждают нас к исполнению добродетели и, когда мы видим и слышим их, подают нам силу. Ведь они – живые образы добродетелей. Вспоминая и почитая святых, мы исполняем свой долг перед ними. Духовная польза от этого огромна.
Обычный человек не может ничего добавить к тому, что уже есть у святых, потому что все мы слабы и немощны. Сами святые, насколько это было возможно для них, подъяли любочестный подвиг, дабы прожить так, чтобы это превосходило всякое слово. Для нас польза будет состоять в том, что, приближаясь ко святым, мы станем возвышаться и просвещаться. Делая это, мы будем в состоянии больше постичь нашу собственную слабость и приять силу, которая исходит от них.
Память каждого из святых мы совершаем гимнами и похвалами. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, общих отцов и руководителей всех тех, кто носит имя христианина, мы принимаем великую духовную помощь и просвещение. Эти святые первоверховные апостолы – наставники и руководители и всех остальных апостолов, мучеников, преподобных, священников, иерархов, учителей и всех христиан. Они – строители благочестия и добродетели, они просвещают мир, распространяя слово Жизни через Священное Писание. Распространяя это слово, они всех людей делают причастниками Света. Оба этих святых апостола, став причастниками Христа, стали одновременно причастниками славы и сияния.
Апостол Павел одно время был противником и боролся против Христа. Апостол Пётр от Христа трижды отрёкся. И один и другой смирились глубочайшим образом. Будучи искушены и увлечены ко злу, они победили того, кто ненавидит Бога и непрестанно старается низринуть ко злу каждого верующего. Однако как им удалось победить диавола? Укорением себя, глубокой печалью и покаянием. Слезами, истекавшими из чистого сердца, – этим сильным оружием против диавола и лекарством умилостивления. Псалмопевец говорит, что «сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит». Печаль по Богу приводит к решительному покаянию и спасению.
И в том и в другом апостоле можно увидеть, что они не только исцелили покаянием и скорбной печалью отречение, в которое были увлечены, но и совершенно искоренили из своих душ всякое зло. И тот и другой прияли честь от Христа за своё смирение и сокрушение. Давайте вспомним о том, что Пётр незадолго до того, как отрёкся от Христа, ставил себя выше других учеников Христовых. С уверенностью он говорил: «Господи, даже если все отрекутся от Тебя, я этого не сделаю» (Мф. 26:33). Однако прошло совсем немного времени, и он, будучи трижды спрошен, связан ли он со Христом, трижды ответил отрицательно. Но Господь, видя глубину его сердца, его глубокую любовь и смирение, дал ему такое обетование: «Ты – Пётр и на камне сем Я созижду Церковь Мою» (Мф. 16:18).
Любовь Бога к нам огромна. Ему достаточно и того, чтобы каждый из нас захотел пойти по пути, ведущем ко спасению.
Изменение, произошедшее после как с одним, так и с другим апостолом, невозможно понять умом. Какой язык смог бы описать терпение ради Христа до смерти, показанное святым Павлом? Ведая, какова любовь Христова, он не только почитал всё кроме неё бесполезным, но и объяснил это такими словами: «Я убедился, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее не смогут разлучить нас от любви Бога, подаваемой нам через Иисуса Христа» (Рим. 8:38). А по отношению к самому себе святой апостол со стольким смирением говорит: «Я последний среди апостолов и недостоин даже называться апостолом»(1Кор. 15:9). Павел одинаков с Петром и в смирении, и в исповедании веры, и в любви. Тот факт, что они равны в сиянии славы свидетельствуется и из того, что Церковь воздаёт им равную честь и совершает празднование их памяти в один день.
Итак, со вниманием исследовав то чудо, которое свершилось на обоих великих апостолах, давайте станем подражать их житию. Возможно, у нас не хватит сил подражать им во всём. Но по крайней мере, сделаем это в отношении их смирения, их покаяния и исправления себя. Исправление себя и покаяние нам нужны больше, чем им. Каждый из нас ежедневно совершает много грехов. И спасения нам ждать неоткуда, кроме как от непрестанного покаяния. Покаянию предшествуют осознание своих грехов. В конце концов наши грехи становятся поводом для очищения души и получения прощения. Ощущая свой грех, святой псалмопевец Давид говорит Богу: «Помилуй мя Боже… яко беззаконие мое аз знаю» (Пс. 50). Осознанием своего истинного состояния привлекается Божия милость. Самоукорение и исповедание прегрешений приводят к совершенному оставлению грехов. За познанием наших грехов следует самоосуждение, а за ним – печаль о наших грехах. Эту самую печаль апостол Павел именовал печалью по Богу. Далее естественным образом следуют сокрушение сердца, исповедь, моление к Богу и обещание впредь избегать всякого зла. Это-то всё и есть покаяние.
Этим покаянием каялся апостол Пётр. И он не только поднялся после своего падения и улучил оставление грехов, но и стал покровителем Христовой Церкви. И святой Павел после своего обращения, преуспеяния и примирения с Богом, тоже стал покровителем Церкви. Если покаяние истинно, если оно действительно исходит из сердца, то само оно убеждает кающегося более не предаваться грехам, и не прилепляясь сердцем к настоящему веку, посвящать себя будущему, подвизаясь против страстей. Затем такой кающийся человек благодатию Божией начинает любить добродетель, воздерживается во всём, не перестаёт молиться Богу, отстоит далеко от всякой неправды и проявляет милость к тем, кто перед ним виноват.
Да благословит же нас Бог быть благосклонными и милостивыми к тем, кто просит нас помочь им в какой-либо нужде. Давайте будем готовы откликнуться на нужды наших ближних и поможем им всем тем, что имеется в нашем распоряжении. Человеколюбивая душа приносит ближнему всё: слова, дела, деньги. Она преклоняется перед всеми и каждым из глубины своего бытия. Таким человеколюбием преклоняется на человеколюбие Бог. Любя своего ближнего, каждый из нас может получить любовь от Бога, привлечь к себе Божие благоволение и вечную милость – источник всякого благословения и радости.