Что такое церковная община?
В мире много добрых людей, мало – неравнодушных (с)
«Церковная община» — это словосочетание, несущее для современных, даже регулярно посещающих храм людей, какой-то абстрактный смысл. Слово община, видимо, означает, что людей объединяет что-то общее. Слово «церковная» логично подразумевает, что это «что-то» связано с духовной жизнью в храме. Любой батюшка и более или менее воцерковленный человек сразу же мне скажет, что сутью церковной жизни является Таинство Евхаристии (Причастие), что именно вокруг Чаши мы сплачиваемся и становимся клеточками одного организма. То есть, церковная община – это православные христиане, посещающие один храм, регулярно участвующие в богослужениях, приступающие к церковным Таинствам, главным из которых является Причастие.
И это определение правильно, но… Мы приходим в храм, здороваемся со знакомыми, подаем записки на молебны и Литургии, ставим свечи, мы каемся на исповеди в своих грехах, складывая крестообразно руки на груди, друг за другом идем к Чаше с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, причащаемся, получаем прощение грехов, благодатную легкость и радость на душе и… быстро прощаемся со знакомыми, и еще быстрее убегаем из храма по своим домашним делам… И так каждое воскресение.
А что мы знаем про мужчину, который стоит рядом с нами и сегодня почему-то беспокойно озирается по сторонам? Явно, что его мысли далеки сейчас от молитвы. Или вон та женщина, да-да, она, почему она уже не в первый раз горько и безутешно плачет на исповеди? Или вот этот небрежно одетый подросток, который… и таких примеров великое множество. Часто, большинство наших переживаний и расстройств вызваны житейскими неурядицами, и при этом мы даже не подозреваем, что рядом с нами сейчас в храме стоит человек, способный нашу проблему легко и просто разрешить. Но как это узнать, как завязать общение? Что может объединить и сплотить людей вне храма, чтобы они не терялись в огромном мире, даже за церковной оградой чувствуя заботу и поддержку, помнили, что они не одни?
Кроме совместной молитвы, таким объединяющим началом для людей всегда была какая-либо работа. Не знаю, как при прочих, а при нашем храме разных полезных дел можно найти на несколько веков вперед, было бы желание, точнее, были бы желающие помогать и что-то делать. Вот тут я и вернусь к словосочетанию «церковная община», которое получило новый смысл, а точнее, я в двух словах расскажу, как на нашем приходе начали возникать маленькие храмовые общинки – группы прихожан, объединенных кроме всего вышеназванного еще и общими добрыми делами.
А началось все с двух простых тетрадок, которые мы положили в храме. В одну из них записывались желающие «просить» а в другую – хотящие «творить» добро, таким образом, мы сразу узнали и нужды наших прихожан и людей, готовых им посильно помочь. Для последних тетрадку сразу разбили по разделам, чтобы прихожане сами могли выбрать, ближе им социальное служение, или участие в работе воскресной школы, или помощь при храме, или, может они предложат что-то свое.
Так же батюшки после воскресных проповедей рассказывали про создаваемые общины при храме. Когда обе тетрадки были наполовину исписаны, мы во главе с настоятелем провели общее приходское собрание, на котором в форме диалога обсудили, какие общины сейчас актуально создать, чем они будут заниматься, и кто их будет возглавлять.
Таким образом, у нас появились группа «Молитва», как видно из названия, ответственная за молитвенное правило в каждой общине, миссионерско-катехизаторская группа «Просветитель», община «Авто», которая во всю уже оказывает транспортную помощь, помогая немощным и больным прихожанам добираться до храма. Много желающих записалось в социальный отдел «Самарянин», который еще предстоит разделить по разным направлениям, возникла группа «Досуг», которая занимается организацией отдыха, а сейчас ведет активную подготовку к Рождеству, появились общины «Юрист», «Иннокентьевский вестник» и еще несколько. Некоторые из них уже ведут активную работу, какие-то только-только к ней приступают.
Пусть наших общин-групп пока не так уж и много, пусть все еще только-только начинает зарождаться – начало положено, и это уже немало. Как сказал один батюшка: «В мире много добрых людей, мало – неравнодушных». То, что люди подхватили инициативу создания таких маленьких общин, говорит о том, что у нас в храме прихожан, небезразличных к судьбам других людей все же очень и очень немало.
Вера без дел, как известно, мертва, и Господь не требует от нас героических усилий и титанических жертв, Он просит просто оглянуться и заметить нужду своего ближнего, стоящего вот, рядом с тобой, и нуждающегося в твоей помощи и поддержке. «Истинно говорю вам: так, как вы сделали это одному из братьев сих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!
Наконец-то у меня появилась возможность донести до пастырей Божиих и моих братьев и сестер во Христе мои размышления. Верую, что сделаю это не во грех, а во Славу Божию.
Не в обиду другим храмам города Хабаровска, наш храм самый богодухновенный, по моему глубокому чувству, священство тоже самое богодухновенное, а настоятель, отец Олег… двужильный непременно: внимательно и чутко служить в храме, успешно выполнять обязанности секретаря митрополии, быть отцом большого семейства и не унывать, возможно только с Божией помощью.
Сам я человек недавно воцерковляющийся, прежде всего, стараюсь воспитать в себе смирение и молчал бы в себе, но раз приглашаете к обсуждению – читайте и модерируйте.
Вера без дел мертва, но это всё же вера, пусть и мертвая. А дело без веры, это просто дело: и бесы делают.
Вся направленность действий наших … оппонентов иноверцев заключена в том, чтобы свести Церковь к департаменту государства в социальной сфере. Поэтому, на мой взгляд, излишний упор на делание мирское во благо ближнего, удаляет от Бога. У нас отчего-то под евангельским ближним всегда принимается посторонний вообщем тебе человек: прихожанин, старушка, бомж, наркоман, пьяница. Но почему мы не имеем ввиду реально близких нам людей, находящихся в малой Церкви? А потому, что так легче. Спросите себя, активисты блага для всех, а все ли вы сделали для того евангельского ближнего, который свой по крови или по брачному союзу, точнее: что вы для него сделали. И вот когда начнешь это делание, постоянное и навсегда, тщательное и смиренное и если останется время, то благотворяй и бомжу и детям Африки. И когда придет варвар или иноверец в твою семью, посмотрит как в ней хорошо, то захочет остаться в твоей общине и станет право славить Бога, от которого такая благодать и в мире сем. Это я уже возражаю миссионерской деятельности нашей Церкви. Изначально нести Благую Весть Он поручил апостолам и их приемникам – епископам. Наш Владыко Игнатий сам прекрасно исполняет этот завет Христа. Весь остальной миссионерский успех во все времена связан с миссией в быту. А в быту нам, православным пока туго, поскольку православная семья всегда многодетна, и всегда в нужде, большей или меньшей. И вместо того, чтобы отдавать коттедж (или квартиру, я на фото с сайта так и не понял) с евроремонтом под приют для… взрослых людей (ухх как я мягко выразился), отдали бы её в долгосрочную аренду многодетной православной семье, то было бы богоугодно. А так только красиво и звучно смотрится… дело благое… а на память приходит что-то про гробы снаружи крашенные.
Ещё у меня есть одна скорбь в душе… глобальная, будет угодно Господу – выскажу её и апологирую своё мнение.
В заключение точно не смогу выразить свою признательность создателям сайта – обнять бы вас да расцеловать!!! Такое благо вы для меня сделали, такой камень с заблудшей души сняли,… нет слов, одни междометия!!! Спаси Господи вас, дорогие мои!!!
Засим откланяюсь. Надеюсь от Причастия не отлучат, а если и отлучат, то не надолго. Всегда ваш, Максим, крещеный в честь святого мученика Максима Перса.
Здравствуйте, Максим! Во-первых, спасибо Вам большое за отзыв, а во-вторых, разрешите Вам на него ответить, т.к. в чем-то вы, конечно, правы, но не во всем. Давайте по порядку.
«У нас отчего-то под евангельским ближним всегда принимается посторонний вообщем тебе человек: прихожанин, старушка, бомж, наркоман, пьяница. Но почему мы не имеем ввиду реально близких нам людей, находящихся в малой Церкви? А потому, что так легче». Отчасти ваша точка зрения справедлива — мы действительно частенько пытаемся причинять добро незнакомым людям, забывая про тех, кто находится рядом с нами, можно сказать, под носом, и действительно, легче помогать незнакомому человеку, чем тому, кто рядом с тобой и возможно, тебе даже неприятен. Себя ломать всегда тяжело.
Ну, а вот теперь «но». Почему вы думаете, что мы этого не делаем? Поверьте, мы абсолютно не забываем и про близких из своей семьи, про родителей, друзей, да и перед тем, как проявить заботу еще о ком-то постороннем, мы в первую очередь вспоминаем наших прихожан. Просто эта помощь нашим ближним не требует того, чтобы о ней писали или что-либо вообще говорили — это даже не то, что христианская, просто человеческая норма, я имею в виду, заботится о своих ближних из семьи, друзьях, близких знакомых. Ну, зачем об этом писать? «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3) – это совет Спасителя и христианский идеал, которому мы стараемся по мере сил следовать. Можно было бы совсем не упоминать и про центр «Надежда», но тут другая ситуация — людям, оказавшимся на улице нужна не только наша помощь, одни мы с этим не справимся, поэтому и написана была про них статья, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Если остаются силы и время, то почему не помочь еще и тем «посторонним», кому эта помощь тоже требуется? Да и в христианстве нет «своих» и «чужих», все же мы люди, и каждый из них — образ Божий, а потому только за одно это достоин любви. А вспомните еще к этому притчу о добром самарянине.
«На мой взгляд, излишний упор на делание мирское во благо ближнего, удаляет от Бога». А вы помните, что спросит с нас Господь, когда мы предстанем перед Ним? Он ведь не спросит, сколько мы молитв прочитывали или как пост соблюдали? «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:31-40).
Что касается самого центра «Надежды» и коттеджа. Конечно, отдать его многодетной православной семье — это тоже хорошо, но ведь у такой семьи все же есть хотя бы крыша над головой, есть родные, близкие, которые могут помочь, а у этих несчастных бездомных нет ничего и никого. Представьте себе — вы внезапно оказались один на один с улицей! Поверьте, они не всегда остаются без крова по своей вине, иногда это происходит просто волею обстоятельств. И к кому пойти таким людям, если есть желание выбраться обратно, изменить жизнь, начать сначала, но нет ни жилья, не работы (которую без жилья никто не даст). Бездомных и бродяг презирают, сторонятся, ну, в лучшем случае, помогают хоть как-то «выжить». А центр «Надежда» помогает именно выбраться из этого замкнутого круга. Уже есть несколько человек, которые снова живут не где-то на поймойке, а, выйдя из центра, самостоятельно уже снимают комнаты, работают, а теперь еще и ходят в храм, молятся, исповедуются, причащаются. Людей просто не узнать. Господь таким вот способом привел их к Себе, дал им новый шанс. Разве это не здорово?
И спасибо вам еще раз за ваш отзыв!
Здравствуйте интернет голос svt-innokentiy-я. )
Рад, очень рад, что вступили со мной в разговор. ))
По поводу делания добра для ближних в семье, я ни в коем случае не вас имел ввиду. По сиюминутной, вами вынужденной оценке, это я о себе говорил вероятно.
Благодарю за цитаты из Евангелия, их никогда не бывает лишним прочесть снова.
Но… Хоть наша вера и иррациональна, в промысле Божием о нас грешных рациональность нами же усматривается. В посланиях святого Апостола Павла есть указание на это, когда собирался Апостол пойти в один город, но Дух Святой ему запретил. Думаю, потому, что цель миссии тогда была бы не достигнута. Так и мы должны рационально и в Духе помогать ближним-дальним, с расчетом на пользу для всей Православной Церкви, не токмо об одной душе заблудшей.
Всегда, во все времена уделом маргинала в милостыне была звонкая копеечка, а милостью многодетной семье — красный рублик.
У православной семьи должна быть не какая то крыша над головой и обноски с родственников, а всё самое лучшее, чтобы у язычников не вызывал жалость вид православных детей, молодежи. Тогда наша миссия будет эффективнее.
Об обездоленных: — кого Бог наказывает, того и любит.
— наркомания неизлечима (научный факт);
Вывод: нерациональное использование средств в этой сфере поставит нас всех в свое время ошую сами знаете где.
До свидания.
Обязательно пишите. Сложно вообще представить какую Вы на себя огромную ответственность взвалили, взявшись за проповедь в сети. Дай Вам Бог сил, разума, терпения и смирения. )))
Молюсь о Вас и уповаю.
Я.
Еще раз здравствуйте, Максим!
Думаю, что вы так пишете, потому что мало ознакомлены с деятельностью центра, с его правилами и распорядком. Во-первых, в центр не принимаются наркоманы, там так же царит «сухой закон», и в смысле разных зависимостей, там абсолютно здоровые от них люди, способные себя контроллировать. Для наркоманов созданы другие учреждения, и, к слову, что наркомания неисцелима — это не совсем верно, смотря какая зависимость. Впрочем, речь сейчас не о них.
«Об обездоленных – кого Бог наказывает, того и любит». Это утверждение можно абсолютно аналогично отнести и к той же самой бедной православной семье. Я абсолютно не имею в виду, что она должна жить в бедности, это замечательно, если она будет прекрасно обеспечена, но… как вы писали в предыдущем своем посте язычников в первую очередь должно привлекать не внешнее благополучие, а внутренее благочестие, царящее в семье: мир, любовь, добрые отношения. Если далекие от веры люди это увидят настоящее православие в отношениях, их не смутит и бедность. При этом, если та же семья будет прекрасно обеспечена, а внутри будут царить, упаси Господь, ссоры, скандалы и т.д. — то чем нам привлечь язычников? Да и еще думается, что такой цели в современных православных семьях не стоит, если это только не какие-то рьяные миссионеры. Согласитесь, нам бы сперва свою собственную душу хоть немного почистить, перед тем как бросаться разными способами язычников к себе привлекать.
Что еще? По мере сил храм помогает и многодетным семьям, особенно нашим прихожанам, сотрудникам, но повторюсь, об этом просто не рассказывается. Может, есть храмы, где на этом сделан особый упор, а вот при нашем храме вот такой центр для бездомных. Каждый занимается своим.
Еще я не считаю, (и думаю, что со мной согласятся) что тратить деньги на бездомных людей — это «нерациональное использование средств», потому что это те же люди, как и мы, просто волею обстоятельств поставленные в такие тжелые условия, но достойные не меньшей любви и помощи, чем таже православная семья. Перед моими глазами живые примеры, как возвращаются к жизни, как обретают Бога — как можно сказать, что все это зря? Если вас смущает их нравы и поведение, то они продиктованы условиями, в которых им пришлось жить, часто не по своей воле. К тому же грех — это же болезнь, да, по нашей вине мы ей болеем, кто-то одним, кто-то другим, кто-то больше, кто-то меньше. Если эти люди так сильно «больны», что от них отворачиваются, не более ли им нужна помощь? При этом не бывает неисцелимых душ — только те, которые сами отвергают Бога, поэтому и для этих людей есть обратный путь. Господь пришел всех спасать, а не только православные семьи.
Куда поставит нас Господь на Страшном Суде — решать Ему. Но я верю, что, каким бы ни был результат наших трудов, Он никогда не осудит искреннее желание помочь ближним, которым вдвойне нужна помощь. Зато, если мы, упаси Господь, сочтем кого-то из людей — недостойными (менее достойными) нашей помощи только за то, что они в таком тяжелом положении оказались — вот за такие суждения, я думаю, нам придется отвечать. Результат — это, конечно важно, но еще более важно, с какими мыслями и сердечным устремлением мы приступаем к нашим делам.
Спасибо вам за молитвы. Я буду стараться писать, но, что я здесь выкладываю — это не в коем случае не проповедь, а просто отзвук всего происходящего в моей душе, который, может,будет кому-то интересен, и который на истинность не претендует =)
Вижу, что писал прежние посты с ожесточенным сердцем.
Жажду спастись, а как? Вот попустили мне сюда мнением пробренчать, только бы не ко большому греху.
Каюсь, умолкаю, и продолжаю читать здесь.
Всегда Ваш, я.
«… что я здесь выкладываю – это ни в коем случае не проповедь, а просто отзвук всего происходящего в моей душе, который, может,будет кому-то интересен, и который на истинность не претендует»..
Конечно же, это проповедь! Давайте вместе разрушать данный стереотип, что проповедь это скучные, но правильные слова, морализаторство произносимое с амвона священником. Нет, вот данная заметка в блоге, это и есть проповедь, самая лучшая, потому что, она подкреплена реальными делами.Здесь нет нравоучений, чего так не любят наши современники, зато даётся пример, как сегодня необходимо проповедовать вечное Евангелие.
14. Обратить особое внимание православных общин на организацию эффективной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, на необходимость на каждом приходе иметь список таких семей и иных категорий остро нуждающихся прихожан для организации их адресной поддержки. Также признается целесообразным создание единой системы взаимопомощи московских приходов, дабы объединить имеющиеся у них инструменты помощи многодетным в масштабах столицы: консультационной, психологической, благотворительной и иной. Комиссии по церковной социальной деятельности надлежит озаботиться созданием такой системы.
Из Постановления Епархиального собрания города Москвы о нынешнем состоянии церковной жизни, ее актуальных проблемах и задачах перспективного развития в Первопрестольном граде и ставропигиальных монастырях от 23.12.11
община при храме может быть только одна. не может быть внутри прихода несколько разных «общинок», т.к. приход = община. но внутри него могут быть службы, отделы, комиссии и т.д. именовать же эти службы/отделы/комисии «общинами» — в корне неверно. хотя и САМ митрополит их так иногда называет, но от этого данное наименование не становится правильным.
Согласна с вами, батюшка. Действительно, название «общинки» для наших группок/отделов действительно не совсем некорректно звучит,смысл искажается.