Эммануил (Благовещение Пресвятой Богородицы)
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)
Эммануил (Благовещение Пресвятой Богородицы)
Слово, сказанное в праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии в церкви Ваганьковского кладбища г. Москвы
Чудное событие, дорогие мои, вспоминаем мы сегодня и со всей Православной Церковью в честь его воспеваем наши вдохновенные песнопения.
По повелению Божию, архангел Гавриил явился в Назарете Пресвятой Деве Марии вестником радости всему миру. Он возвестил Ей рождение от Нее Сына Божия, принимающего на Себя плоть и душу человеческие, чтобы в образе человека спасти род людской от рабства диаволу, греху и от осуждения на вечную смерть.
Говоря о событии Рождества Христова, святой евангелист Матфей на священных страницах своего Евангелия сказал так: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:22-23). Этими святыми словами евангелист говорит нам, что все, что произошло в те дни на земле: и необыкновенное обручение юной Девы Марии престарелому хранителю Ее девства праведному Иосифу, и это чудесное явление архангела Гавриила Преблагословенной Деве, и бессеменное зачатие, и безболезненное рождение Господа Иисуса Христа — всё это было предопределено в Совете Божием и было предсказано за семьсот с лишним лет до Рождества Христова пророком Исаией с такою ясностью, какую мы видим в приведенных евангелистом словах пророка.
В этом преславном и чудном событии рождения на земле Сына Божия, ожидаемого веками Спасителя мира, люди должны были увидеть величайшую Божию к ним любовь, осязать всю близость к нам Бога и, переживая это великое счастье, с радостью чувствовать, что «с нами Бог».
«Еммануил — что значит: с нами Бог» — это не собственное имя Спасителя мира. Его имя было Иисус, что значит «Спаситель». И когда пророк Исаия предвозвещал, что Младенец, Который родится от Девы, будет назван Еммануилом, он хотел этим сказать о свойствах Божественного Дитяти, о свойствах тех событий, которые когда-то будет встречать земля. Он видел время, когда люди будут прославлять родившегося на земле своего Господа этими, напоенными духовным восторгом словами: «С нами Бог, с нами Бог!»
В праздник Рождества Христова — вы слышите, дорогие мои,- многократно поются за вечерней службой под сводами наших храмов эти дорогие сердцу слова: ведь они выражают всю сущность величайшего события — рождения на земле Сына Божия.
Наступает праздник Крещения Господня, и за всенощной накануне этого дня мы опять произносим — одни устами, другие только сердцами — эти святые слова, потому что день Крещения Господня означает явление Господа Иисуса Христа в мир: «Явился еси днесь вселенней»,- поем мы Спасителю. Это событие — начало Божественного подвига Господа Иисуса Христа после тридцатилетнего безвестного пребывания в городе Назарете.
Приходят дни Великого поста. В эти дни за великопостной службой часто повторяется то же восклицание: «С нами Бог!» И это потому, что в эти дни наши грешные, кающиеся души с особой силой ощущают близость к нам нашего Небесного Отца, простирающего Свои руки навстречу нашим слезам и нашему покаянию, с тем чтобы наши грехи, наши слезы взять на Свои Пречистые руки, снять с нас тяжкое бремя греховное и дать нашим кающимся сердцам радость покаяния.
Накануне праздника Благовещения вы вновь слышите за всенощным бдением, как воспеваются эти же торжественные слова. Ведь в день Благовещения мы вспоминаем и прославляем открытие тайны воплощения Слова Божия: в этот день «Сын Божий Сын Девы бывает». Наитием Святаго Духа Пресвятая Дева Мария отныне готовится быть Матерью Сына Божия, нашего Сладчайшего Спасителя.
Мы говорим: «С нами Бог!» А был ли когда-нибудь Бог не с нами? Слово Божие говорит, что Бог — Вездесущий. Он всё Собою заполняет: и небо, и землю, и нет такого места ни на земле, ни на небе, где бы не было Вездесущего Бога. Да, Бог везде, Он Вездесущ. Но Бог до времени закрыл от человека Свое лицо.
Было время — об этом нам говорит святая Библия,- когда первые люди наслаждались совершеннейшим счастьем на земле, не зная ни болезней, ни скорбей, ни смерти. Величайшим наслаждением первых людей до их греха было видеть лицо Господа Бога своего. Адам и Ева видели Его своими телесными очами, беседовали с Ним, как мы беседуем друг с другом, со своим отцом или матерью. После того как первый человек осквернил себя грехом, лицо Божие сокрылось от телесных очей человеческих. И как говорит святой евангелист: «Бога не видел никто никогда…» (Ин.1:18). Через пророка Своего говорил Господь в дни Ветхого Завета: «…человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20).
В дни Ветхого Завета Господь Бог являл Себя на земле только незримо для телесного взора человека, когда изливался праведный гнев Божий на нераскаянных грешников. Так было в дни потопа, когда Своим праведным гневом Бог поразил в водах потопа всё живущее на земле, кроме тех, кто по особому повелению Божию спасся в ковчеге. Так было в дни проявления гнева Божия над Содомом и Гоморрой, двумя древними городами, в которых развращение достигло глубочайшей степени человеческого падения. Бог огнем попалил эти города в наказание нераскаянным грешникам, жителям Содома и Гоморры, и в назидание и вразумление остального человечества.
Но пришло время, когда Бог открыл опять Свое лицо людям и открыл его не для наказания человечества, не для того, чтобы нас покарать огнем или водами потопа, а для спасения грешных людей; для того, чтобы избавить людей от вечного осуждения, дать нам силы поборать в себе греховные искушения, обожествить наше человеческое естество, которое Он принял на Себя, во всем подобное нам, кроме греха. Сошел на землю Сын Божий, о грядущем рождении Которого архангел Гавриил возвестил Преблагословенной Деве Марии в Назарете.
В путях Своего Божественного Промысла Господь Бог обрел средство открыть Себя людям так, чтобы огонь Его Божества не сжег слабого человеческого естества и чтобы свет Божественной славы не ослепил человеческих очей. В премудром Своем Совете Бог положил явиться сыну Божию на земле в уничиженном и смиренном виде, и Он явился на земле не в огне и в славе Своей, а Младенцем, Которому мы поклоняемся в праздник Рождества Христова.
Воплотившийся Сын Божий живет отроком на земле, становится юношей, мужем, исходит на Свою проповедь, на Свой Божественный подвиг, шествует три с половиной года из селения в селение, из града в град по Святой Земле — Палестине, открывая лицо Свое людям, проповедуя им о Царствии Божием, о спасении нашей бессмертной души, совершая чудеса, плача вместе с плачущими, воздыхая с воздыхающими, утоляя человеческие скорби, прощая кающихся блудниц, грешников, мытарей, исцеляя больных. Люди видели Бога своего во плоти и слышали Его Божественные речи непосредственно из Его уст, и прикасались к Его Божественному хитону, и бросали свои одежды под Его ноги. Исполнилось пророчество Исаии: «…и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». «С нами Бог!» С каким духовным торжеством мы поем эти священные слова!
Мы говорим: «С нами Бог!» — зная, что Бог, открыв Себя на земле людям в лице нашего Спасителя, «до скончания века» будет пребывать с нами.
Когда Господь Иисус Христос вознесся от земли на небо, Он не оставил нас одинокими: Он дал радостное для нас обещание никогда не покидать нас. Он основал Свою Святую Церковь, чтобы в ней, как Глава ее, быть до конца времен. И как тело не может жить без главы, так не может и Церковь жить без своего невидимого Главы — Господа Иисуса Христа. Через Свою Святую Церковь Спаситель не перестает и не перестанет звать людей ко спасению и преподавать людям все средства, Свою Божественную силу и Божественную помощь для вечного нашего спасения.
Кто даровал Святой Церкви Христовой ту силу, с которой она стояла непоколебимо в первые века христианства, когда языческие римские императоры хотели стереть христианство с лица земли? Кто воздвиг десятки тысяч мучеников за имя Христово в те далекие кровавые века? Господь, сошедший на землю в рождественскую ночь, чтобы никогда не покинуть нас, до скончания века, в ограде Святой Православной Церкви.
Кто ставит в Святой Церкви Православной диаконов, священников, епископов? Ставит их Господь силою Духа Святаго, сохраняя от времен апостолов это непресекающееся, непрерывающееся до наших дней преемство архиереев и священников.
Кто встречает грешника на земном его пути, стучится в его сердце, поворачивает его с этого пути и перерождает его? Господь, незримо с нами пребывающий и сказавший нам: «…когда Я вознесен будут от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).
Кто прощает кающегося грешника, когда он плачет слезами раскаяния? Кто дает нам, плачущим о грехах своих, радость покаяния? Он — невидимый Глава нашей Церкви, Тот, Кто один только имеет власть прощать грехи и именем Которого и властью Которого отпускаются наши согрешения через благословение пастыря, принимающего наше покаяние.
Чье слово проповедуется в наших святых храмах? Проповедуется, читается и воспевается евангельское слово, записанное по внушению Святаго Духа апостолами, то слово, которое проповедовал Господь Иисус Христос, через которое Он беседует с каждым из нас.
Когда ты, например, слышишь из уст моих, из уст священника, слова Христовы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф.11:28), всегда напоминай своему грешному сердцу, что эти слова произнес Спаситель и своими ушами слышали эти слова люди, которые окружали Его, искали успокоения своей мятущейся больной душе и находили себе это счастье около Христа.
Кто оставил нам Божественную Трапезу и повелел: «Приимите, яднте… пиите от нея вси… сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26 27; Лк.22:19)? Он, Он Глава нашей Церкви, пребывающий с нами. Это Он посещает нас, грешных, в Святых Тайнах Тела и Крови Своих; Он входит под кров нашей души, чтобы принести великую радость каждому, кто с верой, страхом, благоговением и любовью принимает Его в свое грешное сердце. Это Он хочет, чтобы сердце наше ликовало, упояясь радостью: «С нами Бог! С нами Бог!»
Воистину «с нами Бог!». Это Он умножает число верующих людей во всех копнах земли, это Он благословил быть Православию в далеком Китае, в далекой Японии, Америке, Африке, Европе — во всех концах земли.
Это Он облекает в одежду духовной красоты святых угодников. Неслыханные добродетели, невиданная раньше духовная красота засияла в сердцах тысяч, многих тысяч истинных последователей Господа Иисуса Христа, составляющих ныне сонм святых, пребывающих в Небесной Церкви, окружающих Престол Божий и вечно славящих Господа. Бесчисленные тысячи мучеников, преподобных, блаженных, Христа ради юродивых, всяких подвижников украшают наше церковное небо, достигнув этой славы силою и действием Святаго Духа. Еще большие тысячи непрославленных и даже неизвестных нам по именам рабов Божиих совершали и совершают свой подвиг спасения, и имена их ведомы одному Господу. Они умеют молиться,
беречь в чистоте душу, богатеть любовью и смирением, спасать себя для вечности. Это Господь, неизменно с нами пребывающий, помогает, поддерживает и укрепляет всех, кто ищет своего вечного спасения и боится погубить свою бессмертную душу.
«С нами Бог!» так мы говорим, так мы знаем, так мы веруем. А мы с вами, дорогие, в Нем ли? Он с нами, а пребываем ли мы в Нем? Открываем ли мы свое сердце навстречу Ему, живет ли Он в нашем сердце?
Пребывать в Господе или не пребывать — от этого зависят наше спасение вечное и наша гибель вечная. Он обещает быть с нами, но ждет от нас, чтобы и мы были в Нем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4).
Вы знаете, что говорит Господь со страниц святого Евангелия. Он сравнивает Себя с виноградной лозой, а нас называет ветвями этой лозы. Он говорит: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Он велит нам быть ветвями на той Живоносной Лозе, которая питает нас, дает жизнь каждому листочку. Велит нам беречь это таинственное единение с Ним, чтобы нам не оторваться и не отломиться от Живоносной Лозы. Того, кто в Нем не пребывает, Спаситель сравнивает с засохшей ветвью; такие ветви собирают и в огне сжигают (Ин.15:6).
Какие радости, какое счастье обещает Господь тому, кто живет с Ним и в ком Он живет! Он сказал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15:7). Если мы, верующие в Него, живем с Ним и в Нем, так близки к Богу своим сердцем, то мы можем говорить с Ним так, как говорим с матерью или отцом, и смеем просить Его обо всем, в чем нуждается наше сердце. Во имя Его Отеческой любви к нам этот покров Божий и помощь Божия всегда подаются, по слову Божию, тому, кто в Боге пребывает.
Спаситель обещает, что Он войдет в сердце того, кто исполняет Его заповеди, слышит Его Божественный зов, тот стук, которым Он стучится в сердце каждого из нас; войдет в сердце и будет в нем обитать. Нет большего счастья на земле для человека, как ощущать присутствие Божие в своем сердце и не только при воспоминании о священных днях жизни Христа на земле, но при этом непосредственном ощущении Его пребывания в сердце с горячим убеждением повторять: «С нами Бог!»
И среди горестей, и среди болезней человек, носящий в себе этот непреходящий, неистощимый Источник счастья, никогда не впадет в отчаяние и уныние. Его спасут от отчаяния пребывающие в его сердце Спаситель с Отцом Своим и Духом Святым Троица Единосущная и Нераздельная, согласно обещанию Господа Иисуса Христа.
Господь указывает нам путь к тому, чтобы быть в Нем, быть живым листочком па Божественной Лозе. Он сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое…» (Ин.14:23). И еще: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» (Ин.15:10). Соблюдать заповеди Божий, иметь сердце милосердное, смиренное, терпеливое, чистое и любвеобильное — это путь к общению с Господом, это значит жить с Ним и в Нем.
Через апостола Иоанна Богослова и апостола Павла слово Божие учит нас, дорогие, тому, как мы можем узнать, живет ли в нашем сердце Господь и достойно ли это сердце того, чтобы в нем Господь обитал. Святой Иоанн Богослов говорит: «Что мы пребываем в Боге и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (ср.: 1Ин.4:13). И святой апостол Павел учит нас: «Плод… духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22). И если эти плоды Святаго Духа, эти добродетели уже произрастают в нашем сердце, или мы всей душой стремимся к тому, чтобы они в сердце обитали, значит, наше сердце живет с Богом, жаждет своего вечного спасения, боится своей вечной погибели, идет тем путем веры, надежды и любви, каким научил нас идти к Себе, в Свое вечное Царство, Господь Спаситель.
Пусть же всегда в нас, дорогие, живет это радостное сознание близости к нам Господа: «С нами Бог!» — делающее нас и под тяжестью жизненного креста бодрыми духом и крепкими своей надеждой на Господа.
Пусть в тот день, когда мы вспоминаем начало нашего спасения пречудное Благовещение Пресвятой Девы Марии о рождении от Нее Сына Божия — и когда своим благодарным, любящим духовным взором мы взираем на совершенный Сыном Божиим подвиг нашего вечного спасения, пусть в наших сердцах зажжется новое пламя святой веры в Господа Спасителя! Пусть сердце умножает в себе, в наших скорбях и в наших грехах крепкую надежду на милосердие Божие и пусть жажда вечного спасения, какую может утолить только один Господь, ведет нас за Ним до конца наших дней.
Пусть руки наши простираются ко Господу и к Преблагословенной его Матери за их небесною помощью на нашем земном пути. Никогда не забывайте, что мы не беспомощны, не бессильны, не одиноки на пути вечного спасения. С нами Бог, с нами Небесная Матерь. Они всё слышат, о чем мы воздыхаем, жалеют нас и любят каждого из нас любовью, превосходящей любовь родной матери к своему дитяти. В ответ на наши протянутые за помощью руки Отец Небесный и наша Небесная Матерь положат в эти руки Свои великие небесные дары: Отец благословит нас, а Мать Своим покровом покроет каждую воздыхающую душу.
Мы счастливы, дорогие мои, веруя в Господа и живя с Ним.
Будем беречь это счастье до последнего издыхания, и оно станет нашим вечным сокровищем в жизни будущего века.