Казак без веры не казак
Для многих современных людей, казачество – это исключительно исторический термин, и лишь немногие знают, что и в наше время живут продолжатели доблестного дела своих предков. Я говорю про Уссурийское казачье Войско – особое, исключительное явление в истории российского казачества. В чем его уникальность?
В том, что духовным стержнем уссурийского казачества с момента его основания православная вера, а сами казаки были главными и ревностными защитниками Святой, Соборной и Апостольской церкви. Они были глубоко верующими людьми, и ведь иначе и быть не могло! Вся их жизнь проходила в суровых походах и ожесточенных боях, балансировала на самой грани, между жизнью и смертью. Эти мужественные люди лучше всех прочих чувствовали всей своей душой не только скоротечность жизни, но и понимали, что за смертным порогом их ждет вечность с Богом, и поэтому в своей службе всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении всей своей истории существования, казаки жизнью и подвигами подтверждали верность этой истине, а в своих молитвах они просили у Бога защиты и победы над врагами. И Господь отзывался на их искренний призыв! И за их глубокую, искреннюю веру Он отводил им важнейшую роль на протяжении всей истории Российского государства.
Статус самостоятельного Войска уссурийское казачество приобрело более двух с половиной столетий назад. Связана она с одним из главных исторических событий в судьбе нашей Родины — присоединением к России сибирских и дальневосточных земель. Начался этот процесс еще в XVI в. известными походами Ермака, а уже в следующем столетии русские люди вышли к берегам Тихого океана. В передовых рядах землепроходцев были служилые люди — казаки. В результате похода Е. Хабарова в 1649-1652 гг. к России было присоединено Приамурье, а в 1655 г. сподвижник Хабарова О.Степанов во главе казачьего отряда совершил первое плавание на Уссури. Окончательно эти земли вошли в состав нашего государства в середине XIX века. И в этом историческом для России событии важнейшую роль сыграли казаки, включая и тех, кто положил начало Уссурийскому Войску.
Годы советской власти — особый период в жизни казаков, который характеризовался неоднократными попытками властей ликвидировать казачество. Принудительное переселение на новое место жительства явилось тяжелым испытанием для большинства семей, которые лишились своих домов, хозяйств, мест работы и учебы. Бытовая неустроенность, материальная нужда членов выселенных казачьих семей, психологические драмы, подорванное здоровье, ранние смерти — это была подлинная трагедия казачества. Победой закончилась для них Великая Отечественная война 1941-45 гг., как и прежде, с верой в Бога они мужественно несли свой крест. С честью выполнив свой казачий долг, скромные труженики войны вернулись на прежние рабочие места, на земли, давшие им приют, и стали вести общепринятый образ жизни, и только в глубинной, семейной памяти свято хранили они родовые казачьи традиции, не востребованные до поры до времени.
Такое время наступило на рубеже 80-90 годов, когда начала рушиться тоталитарная система, созданная большевиками. Наряду с положительными переменами, как всегда на исторических поворотах страны, стали возникать негативные тенденции. Разрываемая на части некогда единая Великая Россия, с определением границ стала остро нуждаться в дополнительных гарантах территориальной целостности и безопасности. И, как и раньше, на призыв поддержать, сохранить родную страну, первыми откликнулись казаки.
17 июня 1997 г. Президент РФ подписал Указ № 611 “Об утверждении Устава Уссурийского войскового казачьего общества”. А в день 26 июня 1997 г. по праву стал общевойсковым праздником: днем получения Войском свидетельства о включении в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Это исторический момент – точка отсчета возрождения уссурийского казачества.
Но подлинное возрождение невозможно без духовного преображения, без возвращения к истокам, у которых стоит и всегда стояла Православная вера. В казачьей среде самый главный принцип формулировался так: «казак без Веры – не казак». Ведь мало возродить форму, важно возрастить и духовную основу — святую Веру. Добровольное служение, готовность защитить родную веру и Отечество до отречения от себя, до самопожертвования — эти чувства были характерными для казаков всех веков, без них нельзя по-настоящему назвать себя Казаком. Сегодня перед уссурийским казачеством вновь открывается возможность ревностно служить Родине и вере. Оно должно быть славно не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу. И возрождение его должно начаться с возрождения каждым его собственной души, чтобы главным украшением и светочем Казака была вера и молитва, а эти воины Христовы могли бы с честью вновь произнести девиз благочестивого российского казачества: «Слава Богу, что мы казаки!».