Крестный путь на страстной: неделя, изменившая мир
Мы живем, привычно заключая отмерянное нам время в отрезки: минута, час, день, ночь, сутки, неделя, месяц, год. Живем от выходных до выходных, от отпуска до отпуска, сменяя месяцы, годы, не замечая, как они сливаются в поток, затягивающий нас как беспощадный оползень, погребающий под собой все живое.
Но есть в нашей жизни моменты, способные изменить любого из нас, вытащить из-под обломков, воскресить для иного бытия. Страстная неделя – Великое время, в которое вершилось спасение не только мира в целом, но каждого из нас. Всех, не зависимо от наших заслуг и невзирая на наши падения.
В век всевозможных информационных поводов часто ловишь фразы о том, что «христиане готовятся вступить в Великий пост или воспоминают крестные страдания Христа», зачастую сопровождаемые видеорядом церковных богослужений, словно устанавливающих непроницаемый занавес между теми, кто в храме и теми, кто смотрит на них по ту сторону экрана. Зачастую человек неосознанно отделяет себя от «верующих с экрана», не в силах причислить себя к тем, кто тоже может и должен пройти Крестным путем. Но Господь умер за всех, искупив грех страданием: за тех, кто уже идет вслед за Ним, неся крест, за тех, кто только робко встал на этот путь и, даже, за тех, кто идет по пути иному.
Как радостен путь, когда знаешь, что в конце его — ликование, как труден путь безнадежный. Еще труднее — сдаться, даже не вступив на него. Может, именно сейчас, у всех нас, вступающих в дни Великой Страстной седмицы, вне зависимости от того, шли ли мы путем строгого поста или нет, есть шанс получить от Господа награду, не взирая на то, «трудились ли мы весь день, или, отозвавшись все же на призыв Божий, пришли под конец рабочего дня, но получили динарий, равно как те, что прилежно трудились все время» (Мф. 20: 1-16).
Неделя новой жизни!
Каждый день Страстной седмицы способен приблизить нас ко Христу, делая сопричастным Крестному подвигу, удостаивая сораспятия со Спасителем и Его Воскресения! Итак, неделя, способная указать нам смысл жизни. Да, многие шли к ней путем поста, но пост – это не «допуск к экзамену», если сердце человека открыто Господу, то место на праздничном пире уготовано всем.
Понедельник:
В этот день в храме читается евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Какой сильный образ, заставляющий нас задуматься, а что есть истинные плоды в жизни каждого из нас?
Беседы Спасителя о воскресении мертвых и о Втором пришествии, притчи о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде. Также в этот день мы будем вспоминать обличение Иисусом фарисеев и книжников. Все это призывает нас бодрствовать, чутко относиться к своей душе, помня, что «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа».
Церковь вспоминает двух людей: женщину по имени Мария, бывшую некогда блудницей, ставшую символом покаяния, и мужчину по имени Иуда, одного из двенадцати апостолов, ставшего символом предательства. Одна, отдав все, что имела, изливала драгоценное миро на ноги Спасителя, получив милость и прощение от Господа, другой, предав все, что имел, получил 30 сребреников, погубив себя. Все мы подвержены греху, в каждом из нас есть склонность к тому или иному соблазну, а то и к нескольким. Но у каждого из нас есть выбор: Господь дарует нам свободу – самый прекрасный и самый сложный дар, которым нужно уметь мудро воспользоваться. Страстная среда, как день, который дает нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему.
Кульминационный день седмицы: прежде смерти крестной, Господь показывает пример кротости, омывая ноги ученикам, установил Таинство евхаристии, смиренно молил о Чаше в Гефсиманском саду и пережил предательство Иуды, человека, бывшего Его учеником. В этот день совершается уникальная Литургия, за которой мы становимся причастниками Тайной Вечери времен земной жизни Христа. Тем самым мы подтверждаем, что наше участие в этом событии не носит характер предательства Иуды, который причастился, но не освятился. А потому мы молимся: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Смерть Одного… Того, чья смерть была страшной и мучительной, и вместе с тем искупительной жертвой за всех нас, за каждого. Как рассказать о Крестных муках, о страданиях, о Великой жертве. Какими словами, когда «да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом. И ничего же земного в себе не помышляет»? Богочеловек на кресте, и один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, удостоившись первым войти в рай. Незыблемая надежда нас, грешных, спастись не по заслугам, но по великой милости Божией.
Погребение Спасителя, сошествие во ад и ожидание Воскресения. Смерть Христа стала победным шествием в преисподнюю, где побежденный ад отпустил связанных законом смерти праведников. «О, смерть! Где, скажи, твое жало? О, ад! Где победа твоя?». Свет Христов воссиял везде, свет, за которым следует… ВОСКРЕСЕНИЕ…
Страстная неделя – время, когда Сам Господь ждет от нас плода, бодрствования, отказа от греха, покаяния, принятия Чаши и Креста, чтобы, вступая в заключительный день Великих евангельских событий мы могли воскликнуть: «Христос Воскресе из мертвых!», получив неизменный ответ: «Воистину воскресе!».