Не верю я в вашего Бога, или некоторые ошибки православного воспитания

chuvstvo_viny

— Значит так, пока ты не вымоешь посуду и не погладишь белье, гулять не пойдешь! – мама с упреком смотрит на дочь, которая торопливо закинула домой ранец после школы и уже намеревается бежать к подруге.

— Сначала уроки – потом мультик! – папа первоклассника, пряча пульт от телевизора, решительно берется проверять, что задано малышу.

— Устал? От чего ты там устал? Мы тоже весь день работали – и ничего! Кто за нас это будет делать? Собирайся – идем картошку копать, — родители категорично напоминают сыну, что тот обязан им помогать с огородом без всяких отговорок.

Это все типичные диалоги нашего детства. Как воспитывали нас родители? Интуитивно. Стараясь найти баланс между строгостью и баловством. У кого-то получалось, у кого-то нет. Одних из нас пугали папиным ремнем, других — просто призывали слушать голос совести. Кого-то от души нахваливали, других – поощряли только скупым кивком головы. У каждого родителя было свое понимание, как из этого карапуза вырастить нормального человека.

И сейчас, когда мы уже выросли, ситуация не сильно изменилась, хотя, на сегодняшний день, каких только методик воспитания не изобретено! Написано тысячи книг, снято сотни передач с «экспертными» мнениями, а, результат? Да тот же самый – по сути, все тоже интуитивное воспитание в надежде вырастить… кого? Нормального человека, конечно же! Вежливого, талантливого, трудолюбивого, предприимчивого, успешного, благодарного своим родителям, и так далее. Это идеалы, меж тем, обычной светской семьи. А, вот, у людей православных  ко всем положительным качествам прибавляется еще одно, а точнее, самое главное – малыш должен вырасти верующим человеком. По-настоящему верующим. И, вот, чтобы воспитать из любимого чада православного христианина, родители начинают прикладывать недюжинные к тому старания: отдают ребенка в воскресную школу, еженедельно приводят в храм, контролируют, чтобы чадо не забывало молиться, читать душеспасительную литературу и не тратить время на всякие пустяки или неполезные игры. Итог?

Ну, мы его видим в храмах. Выпустившись из воскресной школы, поступив в университет и дорвавшись вожделенной свободы, вчерашние «ангелочки», которые вызывали умиление у церковных бабушек, стоя на исповеди или подходя ко причастию, сегодня как будто напрочь забывают все, чему их учили. Вперед, во все тяжкие! Да, определенные границы у них все равно остаются – посеянное семя совсем не пропадает, но в храм, в лучшем случае, они вернутся через несколько лет – когда Господь через обильные скорби напомнит о Себе. Почему так происходит? Переходный возраст – да, влияние сверстников – не спорю, но… но не передать, сколько усилий мы сами прилагаем для того, чтобы ребенок потом от всего церковного бежал, как от огня.

x_9edff5e9

Первая проблема — мы силой, в обязательно-принудительном порядке пытаемся «слепить» из малыша «настоящего христианина». Ведь мы же знаем, как правильно жить! Знаем? А, как же, скажете вы. Например, ребенка надо приучать молиться и не пропускать воскресные службы. Устал в школе за неделю? А я на работе что, дурака валял? А в Писании сказано – седьмой день Господу Богу. Так что, будь любезен – на Литургию, а затем в воскресную школу. Какие тебе карандаши и игрушки в храме? Ты молиться пришел или что? И не бегай! Да постой же ты спокойно! Не шуми! И в кого ты такой растешь?

Но молитва — это Тайна, это сакральные отношения между Богом и человеком, а мы своим давлением не то, что не помогаем их выстраивать, нет, рушим окончательно. Бесповоротно разрушаем хрупкую связь между душой ребенка и Горним миром.

И стоят потом эти детишки у аналоя с тоской в глазах и говорят батюшке на исповеди, что достала их уже эта воскресная школа, и не верят они «ни в какого нашего Бога». И ведь они правы в своем неверии. Они не верят в «нашего Бога», то есть, в тот образ Бога, который создали для них родители – эдакую Карательную Длань, которая только и ждет, чтобы наказать за малейшую провинность. А с Живым, настоящим Богом они оказываются и не знакомы, по-настоящему ничего про Него не знают. Только слышат, что Он есть Любовь, и что Он даровал нам свободу воли. А какая там свобода и любовь, если мама с папой его, практически, в духовные тиски запихали? Конечно, непонимание ТАКОГО Православия с годами только растет. И потом, когда ребенок достигает определенного возраста, он просто разрывает эти духовные клешни единственным, доступным ему на тот момент способом: уходя из храма и не веря уже никому и ничему. Пока Господь через много лет не постучит к нему снова: «Давай знакомиться сначала? Ведь ты ничего про Меня не знаешь, Я не такой».

Получается такой парадокс, что детям, выросшим в светской среде узнать Бога, услышать Его призыв и потом выстроить с Ним отношения проще, чем Тем, кого с пеленок вроде бы как этому учили.

А бывает в семьях другая проблема, и дело опять-таки в родителях. Нет, в этом случае они не суровы, не мучают ребенка чрезмерно постами и не заставляют вычитывать десятками акафисты. Нет. Просто, они и сами, в принципе, не часто постятся, да и ко Причастию и исповеди каждые выходные не приступают. А живут, ну, как обычно, как им удобно, как все. Но детям стараются самое лучшее привить, конечно, как же без этого?

Есть такая избитая, но не потерявшая актуальности английская пословица: «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя». И в этом соль. До определенного возраста малыши верят нам на слово. Сказал папа, что так хорошо, а так плохо – аминь. Так поступать можно, а так – категорически нельзя – понятно. Но, чуть только они подрастут, как наших слов уже будет катастрофически недоставать. Дети ведь очень чувствуют фальшь, им важна искренность, честность. И если они видят, что родители говорят одно, а поступают совсем по-другому, то их слова в глазах ребенка моментально потеряют вес и ценность. Конечно, удобно требовать, спрашивать с чада, и никак при этом не меняться самому. Но, проверено, этот вариант не работает. Если вы учите ребенка быть честным, а сами «по мелочи», «во благо» обманываете супруга, то не удивляйтесь, что потом и малыш наотрез откажется сознаваться в плохой отметке и свалит вину на кота за разбитую любимую мамину кружку. Все просто: он начал подражать вашим поступкам, а не словам. Вы ведете его ко Причастию, а сами остаетесь в стороне? Ну, через некоторое время он тоже откажется от Чаши и спросит: «Почему мне надо к Ней идти, а тебе нет?» Вы учите не осуждать школьную учительницу и, при этом, костерите коллегу по работе – грош цена вашим усилиям.

359n1

Подводя итог, что сказать? Нет, я не знаю, как правильно воспитывать детей, у меня нет волшебной инструкции, но, тогда, спросите, к чему вообще была эта статья?

К тому, что не так давно прошел в нашем храме молебен перед началом нового учебного года. На приходе аж звенело от обилия детских голосов. Вот, совсем крохи играют с цветами, вот, стоят ребята чуть постарше, а вот, пара школьников явно из старших классов, а потом – провал. И куда делось еще целое поколение между 17–ю и 30-ю. Мы сетуем на воскресную школу – что «учителя не учат по-настоящему Православию», ругаемся, что «это все светская школа – моего сына именно одноклассники с пути истинного сбили!», и забываем, что главное воспитание происходит в семье. Мы часто ищем удобные лично нам варианты воспитания, которые позволяют много требовать с ребенка, но никак не затрагивают нас самих. Но это с наших поступков дети берут пример, и это наше тотальное ограничение их свободы не дает им потом всей душой поверить в Божию к ним любовь, так, давайте начнем не с детей, давайте начнем с себя!

Просмотров: 2 166