Новая реформа в сфере образования: ждет ли Россию духовная безграмотность?

(по материалам статьи прот. Владимира Воробьева «Приближается трагедия религиозного образования в России» )

С целью приведения образовательных специальностей в России в соответствие европейским и мировым стандартам, Министерством Образования и науки РФ будет принят новый перечень направлений и специализаций в сфере высшего образования. Вопрос, волнующий не только православную общественность: что станет с богословским образованием?

3133

Общеизвестный факт, что образовательные специальности в России сильно отличаются от зарубежных и практически не соответствуют друг другу. И теперь Министерство Образования и науки РФ планирует принять новый перечень направлений в сфере высшего образования, который будет соответствовать европейским и мировым стандартам. За образец принимаются две международные системы классификации, на которые ориентируются в Европе и Америке. Но дело в том, что в этих системах перечисляются не образовательные направления и специальности, а укрупненные группы специальностей, чтобы сделать перечень короче, объединив родственные специальности в одну группу. Таким должен стать и Российский перечень. Идея сама по себе, на первый взгляд, даже и неплохая, но вот в прежнем российском Классификаторе направлений высшего образования было образовательное направление «Теология», а в новых Перечнях Укрупненных групп специальностей и направлений названия «Теология» нет вообще.  

Хотя в перечне ЮНЕСКО первой же укрупненной группой идет «Религия и теология», в Перечне Минобрнауки теология исчезла! Ее намереваются отнести к укрупненной группе специальностей «Философия, этика, религиоведение». Казалось бы, из-за чего шум поднимать, ведь она формально не уничтожается, но, если вдуматься, то теперь теология будет играть роль некой специализации в рамках философии, что, по сути, уничтожит ее как самостоятельную науку. Более того, это «погружение» Теологии в религиоведение приводит к исчезновению поликонфессионального образования, и, соответственно, к потере законодательной базы для аккредитации духовных школ и теологических подразделений.

Чем обернется новый закон, если теология лишится самостоятельности в системе гуманитарного знания и станет «приложением» философии? Принятая реформа полностью изменит ее сущность — из науки, умеющей изучать духовный опыт «изнутри», она выродится дисциплину, в лучшем случае, изучающую, что такое теология.

«Внеконфессиональный» подход к дисциплине, которая по сути своей не может быть таковой, здесь окажется непоправимо ущербным. Грубо говоря, можно ли научиться пению, изучая лишь историю музыки, вдобавок, у «специалиста», лишенного какой-либо музыкальности? А это именно то, что нам сейчас предлагается. Считается, что такой «нейтральный» взгляд станет компромиссом, ведь по новому стандарту знания будут подаваться с позиций агностицизма или даже атеизма, но если вдуматься, атеизм – это та же религия, а как можно с позиций одной религии глубоко изучить другую? Возможно, атеисты будут против такого определения, в котором их мировоззрение названо «религией», но сути это не меняет: любое базовое мировоззрение — религиозное, атеистическое или агностическое — принимается «на веру» и научно не доказуемо. Именно поэтому Конституция РФ уравнивает в правах разные мировоззрения и религии и воспрещает занимать господствующее положение любой идеологии, включая атеизм.

Таким образом, в образовательной сфере восстановятся условия советского периода, когда духовные знания подавались в однобоком, урезанном виде, с колокольни воинствующего атеизма, а потому духовная безграмотность была присуща даже самым образованным слоям общества.

Новая реформа затронет не только людей православного вероисповедания, ведь на сегодняшний день действующий стандарт по Теологии представляет включается в себя: православную теологию, теологию ислама, иудаизма и буддийское направление… Стандарт по Теологии, объединяющий наподобие куста ветви разных религий, гармонично соединяет в себе общую для всех религий образовательную платформу, ничем не ущемляя свободу каждой религии. А теперь вдумайтесь, можно ли полноценно разобраться и стать специалистом в Православии, в исламе, вообще, в двухтысячелетней исторической и культурной жизни стран, подходя с позиции только так активно продвигаемой сейчас религии атеизма? Как можно изучать предмет, убрав самую суть?

Если вспомнить советскую историю России, то в ней о Православной вере не было и полслова, а ведь абсурдно даже предполагать, что можно понять, почувствовать внутреннюю жизнь и культуру России, если забыть наши истоки, историю, которая неразрывно связана с Православием. А как изучить культуру арабских стран, не зная ислама?

Удивительно, что стремясь подражать западным стандартам, мы не замечаем, что в Европе религиозной образование котируется наравне с гуманитарным и техническим. Например, в Оксфорде степень «доктор теологии» считается самой высокой из докторских степеней, в то время как у нас теология не введена даже в перечень научных специальностей. В Европе, в Америке, в Азии, в Африке доктора богословия признаются государством, впрочем, это происходит везде, где воинствующий атеизм не изуродовал культуру, науку, человеческие отношения. И тем более странно на этом фоне выглядит наше Минобрнауки, добавляющее в Перечень укрупненных групп специальностей ЮНЕСКО «Сервис и туризм» и исключающее оттуда полуторатысячелетнюю Теологию.

Есть еще один немаловажный аспект. На рубеже тысячелетий было принято решение о специальном целевом финансировании исламского образования. Это было сделано для того, чтобы специалисты по исламу были подготовлены у нас, были патриотами своей родины, а не приезжали к нам из арабских стран или Ирана, привозя с собой радикальную ваххабитскую идеологию, распространение которой оборачивалось кровавыми терактами. Теперь верующим людям, желающим получить качественное религиозное образование, в том числе мусульманам, придется ехать для этого заграницу.

Весьма удивляет и настораживает тот факт, что реформа проводится в июле — в разгар периода отпусков, что информация о ней содержится только на малоизвестном широкой общественности официальном сайте, где для обсуждения выделяется две недели и само это «обсуждение» возможно только лишь в виде присылки электронных писем на какой-то электронный адрес, ведь цель всякой реформы что-то изменить в жизни общества, государства? Вопрос только в том, в какую сторону.

Подавляющее большинство наших граждан считают себя религиозными людьми. Огромный процент — православные, большая часть остальных — мусульмане, иудеи, буддисты. У них за спиной 70 лет тоталитарного атеистического режима, а в данный момент Министерство образования снова унижает все религиозное население нашей страны, не позволяя обучаться по конфессиональным стандартам.

Что будет, если постепенно будут закрыты кафедры теологии, богословские научные центры, иначе поставим вопрос, что будет, если постепенно исчезнут в нашей стране духовно грамотные люди, способные передать свои знания прочим поколениям?

Мы не задумываемся, что платформой всех наших норм морали и нравственности  является духовность, вера в Бога, а не атеизм, потому что Бог есть любовь и абсолютное добро, на которых строится нравственное учение и воспитание, а к бездушной материи — божеству атеистов сами понятия любви и добра просто неприложимы.

Подавляющая часть нашего народа желает возрождения нравственной, честной, трезвой жизни, восстановления семьи, рождения детей, а не разврата и вымирания. Но, если не будет духовных наставников, кто воспитает духовными, нравственными, исторически и культурно развитыми наших детей? Ждет ли Россию новая полоса духовного угасания – вопрос отнюдь не надуманный.

Всех неравнодушных людей, кто готов поддержать религиозное образование в России, внести предложение о выделении теологии в самостоятельную Укрупненную группу на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствующих перечнях, просим отправить официальное письмо на имя министра образования и науки Российской Федерации до 26 июля сего года на адрес электронной почты gureeva-ur@mon.gov.ru (вниманию Гуреевой Ульяны Романовны, лица, ответственного за общественное обсуждение документа), а также на адрес г. Москва 125009, ул. Тверская 11.

Особо ценными в сложившийся ситуации будут письма, отправителем которых будут значиться юридические лица.

Просьба также прислать копию письма на адрес umo_teologia@mail.ru

Просмотров: 2 729