Себялюбие
Из книги «Поучение сердца моего»
Себялюбие
Себялюбие — это неразумная любовь к своему телу, и это самая тяжкая и самая тонкая из всех страстей, порабощающих естество человеческое….
Румынский архимандрит Клеопа (Илие) рассказывает, что как-то пришли к нему человек 200 — 300, и мне захотелось посмотреть, что же они понимают. Я забываю, что врач велел мне говорить только час в день, и говорю им:
— Люди добрые, а какой грех на свете самый большой?
Один сказал, что аборт, другой — что гордыня, третий —грех против Духа Святого. Ну, каждый как понимал. Но никто не сказал правильно. И я им сказал:
— Источником всего зла и всех грехов и корнем всех зол является себялюбие!
Но они не знали, что такое себялюбие.
Себялюбие — это неразумная любовь к своему телу, и это самая тяжкая и самая тонкая из всех страстей, порабощающих естество человеческое. Поэтому, зная об этом, Создатель наш Бог советует нам, говоря: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Этот грех люди называют также эгоизмом, или «своим я», другие — самоугождением, а святой Максим Исповедник называет себялюбие «неразумной любовью к телу».
Ты можешь заботиться о своём теле, питать его, одевать, покоить, но не делай других дел, злых, которые оно диктует тебе, иначе попадёшь на дно адово. Поэтому Спаситель, сказав, чтобы мы следовали за Ним, поставил такое условие: если кто хочет идти за Мною,- отвертись себя.
Отвержение себя — самая великая добродетель, ведущая человека к святости и вводящая в рай. Давайте покажу вам (у вас ведь ещё молочные зубы разумения), как действует себялюбие.
Голос Божий в человеке — это его совесть. Совесть говорит тебе: «Почитай Псалтирь, помолись по часослову, прочти молебен Матери Божией, делай поклоны земные и поясные». А себялюбие отвечает: «Я ведь сегодня работал, я устал», — и ты крестишься и ложишься спать.
С вами не бывало такого? Думаете, я что, упрекаю вас? Нет, я просто напоминаю вам, что с вами было! Совесть говорит тебе: «Ой, сегодня понедельник, не ешь скоромного!» — ведь мы должны поститься на день больше, чем евреи, ибо Спаситель сказал: если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев… (Мф. 5, 20), хвалящихся тем, что постятся по два дня в неделю: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди: пощусь два раза в неделю (ср.: Лк. 18, 11 — 12).
Еврейский пост — это понедельник и четверг: в понедельник Моисей ушёл на гору Синай и постился сорок дней, а в четверг спустился со скрижалями Закона. Мы постимся в понедельник ради здоровья и ради того, чтобы нас хранили Ангелы, это очень полезно. А в среду — в память о предательстве Господа, в пятницу же постимся в честь страшных и спасительных Страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
И помысл говорит тебе: «Попостись сегодня! Не ешь мяса, не ешь сыра, не ешь молока; самое большее — сделай себе разрешение на елей, а то и без него обойдись». А эта наша туша возражает: «Эй, женщина, что ты там про пост заговорила? А ну-ка зарежь цыпленка! Пожарь омлетик!»
С вами не бывало такого? В понедельник вы не ели скоромного? Что, думаете, я не знаю? Хоть вы и не говорили мне об этом. Если ты поел скоромного в понедельник, а тем более в среду или пятницу, тебе уже нельзя причащаться. Посмотри об этом в «Каноническом праве».
Совесть говорит тебе: «Человече, вот горемыка протягивает тебе руку. Подай ему!» Может, у тебя и есть что подать ему хоть немного, но себялюбие возражает: «Раздавать деньги всем этим оборванцам? Пусть идут поработают!» — и ты не по-даёшь ему. А это радость бесам! Надо хоть немного утешить его, подать ему, ведь Евангелие учит: просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). А ты со своим себялюбием возражаешь: «Да ладно, у меня ведь дети, жена, мне есть кому подать!» — и не подаёшь ему.
Совесть говорит тебе: «Вот бедняк живёт в селе! Дом его того и гляди обрушится ему на голову! У него много детей! Иди привези ему воз дровишек! Иди отнеси ему рулон толя купи и отдай ему, ведь у него же крыша течёт! Или иди и сам помоги ему!» Ангел так говорит тебе, а себялюбие возражает: «Ну да! Стану я ремонтировать ему дом! Крыть его! У меня своих дел по горло!» — и не делаешь. Ты видишь, Ангел подсказывает тебе, а диавол не пускает. Это себялюбие!
Совесть говорит тебе: «Постою-ка я час на молитве вече¬ром, утром, положу чётку поясных поклонов или несколько земных; прочту акафист, одну кафизму из Псалтири. Хотя бы это». А себялюбие возражает: «Нет! Лягу спать!» А если бы шёл фильм по телевизору, или шла игра в карты, или были танцы, ты был бы там! На радость бесам! Туда ты пойдёшь, чтобы увидеть все эти мерзости, все эти дела диавола.
Вот как себялюбие бывает матерью, и корнем, и источником всех грехов. Назову вам хотя бы нескольких дщерей себялюбия. Из себялюбия рождаются: саможаление, самопревозношение, самоуважение, самоуверенность, полагание на себя, самонадеянность, высокомерие, дерзость и нечувствие, которое есть смерть ума и смерть души прежде смерти тела.
Из себялюбия рождаются: злословие, клевета, ложь, шутки, смех, насмешки, пустословие, осуждение.
Из себялюбия рождаются: гордость, надмение, высокомерие, ненависть, зависть, злоба, злопамятство, мстительность, чревоугодие, объядение, тайноядение, питьё сверх меры, многоспание, помрачение ума и пьянство.
Из себялюбия рождаются: грехи зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, воображением, зазнайство, двуличие, соперничество, упрямство, обидчивость, насмешливость, амбициозность, лживость, жестокость, бесчеловечность, богохульство, внезапная ярость, льстивость, страстность, наглость, нетерпеливость, властолюбивость, желание начальствовать над другими [любоначалие], притворство, заносчивость, неблагоговейность, нераскаянность, невнимание, нерешительность, трата времени, блуждание помысла, злобность, акедия, то есть слабоволие.
Из себялюбия рождаются: деньголюбие, любовь к удовольствиям, любовь к богатству, любовь к стяжаниям, славолюбие.
Из себялюбия рождаются: уныние, тоска, отчаяние, боязливость, малодушие, сомнение, опрометчивость, нетерпимость, нерассудительность, любопытство. И это ещё не вся свита мрака, а если начать перечислять вам всё, что рождается из себялюбия, то я продолжал бы до полуночи.
И в монастыре мы тоже не можем сказать, что не согрешаем, поскольку всегда грешим пред Богом себялюбием, толь¬ко не знаем, как оно нас порабощает. Вот почему Спаситель первым условием следования Ему назвал следующее: прежде всего отказаться от себя, то есть от страстей, упомянутых выше.
Поэтому если себялюбие — источник всех зол, то отречение от себя — корень всех добродетелей. Из самоотречения проистекают другие добродетели, которые противятся себялюбию и умерщвляют его, например: отвержение себя, уединение, самопознание, совершенное неверие себе, про¬тивление себе, ненависть к себе и, наконец, любовь и воздержание.
А такие вершины зла, рождающиеся из себялюбия, как тщеславие и гордость, мы отгоняем добродетелью, совершаемой втайне. Гордыню же сокрушаем, когда все свои успехи приписываем Богу.
Дорогие мои братья и сёстры, я сказал вам это, но прошу вас, не забудьте и того, что скажу вам сейчас. Имейте многое, многое дерзновение на милость Пресвятой Богородицы, не забывайте читать Ей акафист каждое утро, а вечером – канон*
Умную же молитву всегда имейте с собой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». И к Матери Божией: «Пресвятая Богородице, помилуй нас и помоги нам». И к Ангелу хранителю так же. Если вы не читаете канон ему, то положите хоть десять земных поклонов вечером или утром и скажите так: «Святый Ангеле, хранителю жизни моей, моли Христа Бога о мне, грешном!» Ведь он всегда возле нас и всегда огорчается, видя, что мы совершаем грехи, и всегда радуется, видя, что молимся Богу и исправляем свою жизнь, чтобы быть людьми действительно верующими, имеющими страх Божий.
*Имеется в виду «Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии», имеющийся в большинстве молитвословов.