О Церкви Христовой замолвите слово…
«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой»
Ф.М. Достоевский
Господи, благослови!
Есть темы, обсуждение которых всегда вызывает в обществе немалый резонанс и множество мнений. В любом диалоге, реальном или виртуальном, будь то интеллектуальная кухонная беседа умудренных сединами мужчин или девчачья болтовня на прогулке, выпендреж в социальной сети или разговор «за жисть» давних друзей, на эти темы всегда найдется, что сказать. Среди важных проблем, требующих срочного решения, в последнее время особо выделяются «кривоногие офигевшие футболисты», «продажные до мозга костей политики», «спятившие ловцы покемонов»… Но есть темы, которые со вкусом смакуются в любую эпоху, одна из таких – «разлагающаяся, отсталая, бездуховная Православная Церковь» и ее недостойные служители.
В общем-то, тема не нова. Но когда ее обсуждают на кухне или на форумах далекие от Православия атеисты, язычники, «душеверы» и иже с ними – это, конечно, неприятно, но понятно. А, вот, если с презрением и злостью о Доме Божием начинают говорить его служители – православные (причащающиеся и исповедующиеся) христиане, будущие или, уже в сане, пастыри… это страшно.
Давайте начнем с того, что поговорим, почему вообще в Православной Церкви возникают какие-то проблемы и разные нехорошие ситуации? Святое же место! Самая известная и часто приводимая цитата, объясняющая сей парадокс, принадлежит преподобному Ефрему Сирину и звучит так: «Церковь — это не общество торжествующих святых, а толпа кающихся грешников». Есть чуть менее известное, но, тоже, очень глубокое изречение: «Сущность Церкви – благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле, — так пишет архимандрит Рафаил (Карелин), и тут же он добавляет, — Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Все это только оболочка».
То есть, все просто. Есть благодатная сила и Таинства Церкви, а есть только еще стремящиеся к святости люди, которые служат в доме Божием и пытаются дотянуться до Неба. Но пока они стараются, то спотыкаются, падают и совершают массу ошибок. И вот эти-то их промахи и ложатся пятнами всех мастей на репутацию Православной Церкви. Из совокупности этих ошибок, на беду, иногда вырастают целые общецерковные проблемы. И, как следствие, появляются в церковной среде люди, готовые душу свою положить, но решить их, а прежде открыть окружающим глаза на творящуюся жуткую церковную реальность. «Очнитесь!» – кричат они. Сейчас я сознательно ничего не буду писать про находящихся за оградой Церкви, а затрону только нас, православных, воцерковленных, работающих в храмах Божиих на самых разных послушаниях.
Итак, есть в Церкви проблемы. Ясно, что раз они присутствуют, то надо их решать. Как? Есть несколько вроде бы очевидных путей, но, вот тут начинается самое интересное… Для начала, вы задумывались, откуда мы об этих проблемах чаще всего узнаем? Самый очевидный ответ на поверхности – из социальных сетей. «А вы слышали, священник N устроил певчим такой разнос, когда они в одной ноте на Херувимской ошиблись? Наорал и поклоны заставил делать. Где же его пастырская любовь?». «А наш новый владыка пришел и уволил ни в чем не повинного человека за то, что он свое свободное мнение высказал. Конечно, правда-то глаза режет!». «Да и, вообще, в нашей Церкви мы как рабы живем – попы творят, что хотят, смиряют своих сотрудников, относятся к ним, как к холопам и рабам, ни во что не ставят, а на проповедях еще требуют смирения и послушания. Достали со своим лицемерием! Христос так никогда не поступал!». И все это пишут не какие-то абстрактные атеисты, и, нет, даже не «зверски угнетаемые сотрудники храмов», а те, кто про это где-то видел, что-то слышал, «Петя Насте сказал, а та Саше передала, так что в правдивости сомневаться не приходится! Вот! И не надо тут нам рот затыкать! И поуважительней со мной, пожалуйста, разговаривайте, я вам тут не что-то там, а самую суть — правду-матку излагаю, темный вы народ!».
Думаю, не надо говорить, что часть таких проблем просто надумана (читай, выдумана) и многие слухи можно, при желании, развеять на раз, путем простой проверки фактов. Тут же выяснится, что уволенный сотрудник просто был хронический лентяй, которого владыка просто устал терпеть, а наказан был не клирос, а всего лишь один из певчих, да и то, не за плохое пение, а за исключительное хамство и грубость. Но борцы-по-спасению-Церкви факты проверять не любят, ибо может оказаться, что в сухом остатке не хватит остроты и пикантных подробностей. Что потом осуждать, простите, обсуждать? С чем бороться в конце-то концов?
Конечно, остаются и не придуманные вопросы, имеющие место быть. Но, тоже, наш церковный собрат чаще всего выбирает странные пути их разрешения. Например, видит ревностный православный христианин священнослужителей, которые оступаются, грешат и падают. И вскипает в душе его праведный гнев. Ну, пока совсем не забурлил, для начала напомню: «Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай» (кн. Левит, гл.18). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матфея 18:15-17). Кстати, тут есть замечательное уточнение, если согрешит «против тебя». Но у нас, даже когда и не против нас согрешили, язык, ну, прямо чешется брата своего вразумить по-христиански. И, нет, тянет некоторых сказать об этом не наедине, а сразу, чтобы добрая половина Церкви, а, лучше, чтобы вся Церковь узнала. Вопрос на засыпку: зачем нам наследие апостолов, пророков и святых отцов, если мы им и пользоваться-то не хотим?
Почему эти люди для решения Церковных проблем избирают столь лукавые пути? Никто из активно осуждающих священство почему-то не говорит: «Братия, то, что вы творите – недостойно пастыря! Я своим примером вам покажу, как надо!» Но, нет, не идет этот, святой жизни человек в монастырь, не становится священником и своим примером не несет свет истиной веры… Или, ладно, если своим примером вразумлять заблудшие души – слишком круто, то так: пошел бы этот благочестивый христианин на прием к владыке (или встретился с батюшкой) и сказал бы что-то типа: «Владыко святый, душа моя изболелась за Дом Божий, вижу, творятся у нас в епархии дела непотребные. Я готов помочь вам эти проблемы решить». Ну, или, если не умеет он в устной форме мысли свои складно излагать, то почему эта благородная душа, переживающая за Церковь Христову, не пишет письмо владыке или батюшке? Или не оставляет она решение проблем на Суд Божий, а решает публично на весь белый свет обличить, призвать к ответу заблудшего архипастыря, а то и самого архиерея?
С христианской добротой и любовью, не стесняясь в выражениях, эпитетах и красках описывает, обливаясь кровью, душа православная проблемы церковные, пастырей недостойных, архипастырей, которых, диво, как Господь еще не покарал. Чтобы открылись глаза у люда церковного и нецерковного, что творится у нас матушке-Церкви.
И было бы пол беды, проводись такие беседы где-нибудь подпольно-кулуарно. Хотят люди грязи в душу свою натащить, да побольше – ну, это их личное дело. Но нет, не хватает же размаха и слушателей, что оценят проницательность, острый ум и скорбь-заботу души о пастырях недостойных, которых одно лишь прилюдное обличение и спасет. Надо ли писать, что средства лучше интернета для таких целей сегодня и не придумано? Попытки как-то вразумить таких «спасателей» обычно заканчиваются полным фиаско и ответными гневными речами о свободе воли и слова. Будь среди таких людей один подростки, я бы сказала, ну, юношеский максимализм, перерастут. Но тут собраны христиане всех возрастов, полов и статусов.
И, вот, теперь мне хочется обратиться к тем, кто себя узнал этой, может, не совсем терпеливо и корректно написанной статье. Дорогие мои братья и сестры, среди которых, увы, немало и будущих пастырей! Во-первых, неужели вы думаете, что поливая прилюдно грязью архиереев и священников, вы совершаете добрый поступок? Что вы поступаете по-христиански, согласно заповедям Христа и советов святых отцов? Мы будем все рады, если своим примером вы нам покажете, как должно поступать. Но пока мы видим вас, с ножом у горла требующих от других святости, осуждающих, сплетничающих, клевещущих, оскорбляющих… Поверьте, посмотрев на такое, временами, скорее выберешь сторону какого-нибудь оступившегося батюшки.
Во-вторых, дорогие мои, ну, перед тем как опубликовать где-то гневную запись, вы хотя бы факты проверьте! Может выяснится, что все не так страшно, как Федя, Коля, Вася вам рассказали. Поверьте, это произойдет практически в половине случаев. А еще в половине может оказаться, что все было совсем наоборот.
В-третьих, никто не отнимает вашей свободы. Дозвольте мне в этот абзац вставить цитату известного классика: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой». Ф.М. Достоевский. Впрочем, вам, нам дана Христом полная свобода, в том числе и, да, свобода врать, клеветать, распространять сплетни и непроверенные слухи. Есть люди, у которых эта страсть, то есть, простите, «свобода» так укоренилась в душе, что они и не мыслят себя без нее. И, бедолаги, даже не видят, в какой беде находятся.
Вдумайтесь, поступая так, вы не только калечите свою душу (тут Господь вам судья), вы отвращаете от Церкви людей, в нее еще не пришедших. Не боитесь ли вы, вынося грязь на всеобщее обозрение, что, почитав ваш, пышущий праведным гневом пост, человек, собравшийся, например, на днях креститься, так и не придет в храм? А если его потом спросить, почему он передумал, то скажет: «Ууу, читал я, что там в вашем храме делается… И не говорите, что этого не было, пишет сотрудник, который это лично видел». И докажи потом такому, что то, что он прочитал – наполовину или даже полностью придумано, что в храмах, не смотря на все изъяны его служащих, сохраняется благодать, что без Церкви ему не спастись. Вы готовы нести потом перед Господом ответственность за тех, кто по вашей вине не ступит на порог храма?
Своим прилюдным осуждением вы, в первую очередь, порочите Церковь Христову. Какими бы благими намерениями это не было прикрыто, то будет камень в Тело Христово и целый пушечный выстрел в тех, кто, поверив сплетням и слухам, до Матери-Церкви так и не дойдет. Вы готовы на себя взять такую ответственность? Готовы? Подумайте…