Воспламянить дух — главная задача воскресной школы
В очередном выпуске всероссийского журнала «Духовно-нравственное воспитание» (№ 3, 2013г.), посвященного опыту образовательных учреждений Хабаровского края опубликована статья И.С. Стремского о воскресной школе Инннокентьевского храма. В статье рассматриваются общие вопросы и проблемы существования воскресных школ в России и конкретный опыт воскресной школы нашего прихода. Приводим ее для наших читателей:
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
Воскресная школа – это относительно новое явление в образовательном пространстве Российской Федерации. Воскресные церковноприходские школы были в Российской империи и до революции. Но современную воскресную школу нельзя назвать полной преемницей школы дореволюционной, ни по содержанию, ни по методам организации учебно-воспитательного процесса.
На заре возрождения начального религиозного образования в 1990-х гг. педагоги стояли перед выбором – снять кальку со старой системы воскресных школ или создать новую, адекватную запросам времени духовно-воспитательную среду, которая помогла бы современным детям сделать правильный нравственный выбор и усвоить христианские ценности. И сделать это не поверхностно, не формально, а всем своим сердцем. Этот путь оказался очень труден и сложен, но те кто пошел им тогда, сегодня в наиболее выгодном положении нежели те учителя, которые в своих педагогических грезах мечтали возродить старую школу.
Можно сказать, что воскресная школа – это школа дополнительного образования. Потому что общеобразовательная школа, к сожалению, не дает многое из того, что призвана дать своему воспитаннику школа воскресная, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как христианская этика, закон Божий, история Церкви. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства.
Цель воскресной школы — воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими единицами общества, может быть даже лидерами.
Люди могут все знать, но быть духовно мертвыми. Воспламенить дух — вот самая главная задача воскресной школы. Можно дать ребенку хорошее образование, но он останется при этом злым и циничным. Необходимо комплексное отношение к ребенку, творческое отношение. Задача – отыскать творческие личности. Их много, нужно лишь выявить их и помочь раскрыться.
В целом по своей структуре и содержанию учебного процесса воскресная школа очень схожа со светскими учреждениями дополнительного образования детей. Это и подталкивет воскресную школу к сотрудничеству с такими учреждениями. Это, прежде всего организация праздников. В православной культуре центральное место отведено двум праздникам церковного календаря – Пасхе и Рождеству Христову. Эти события имеют богатый воспитательный потенциал, и поэтому подготовке к ним в воскресной школе уделяется немало времени. Но одно дело праздник в тесных стенах школы, а другое – яркий интересный концерт в актовом зале светского образовательного учреждения, куда приглашены учащиеся, родители, городская общественность. Порой такие концерты, с тщательно подобранным репертуаром, где есть и духовные песнопения и народные песни и религиозные канты, дают возможность некоторым детям и взрослым впервые прикоснуться к православной культуре. Образовательное учреждение при подготовке праздников с религиозными корнями часто испытывает трудности – нет опыта, необходимой литературы, репертуара. Вот здесь и может быть обоюдно полезным сотрудничество с воскресной школой.
Немаловажной окажется роль воскресной школы и в том случае, если образовательные учреждения решатся на введение в свою программу дисциплины духовно-нравственного цикла. Здесь будет бесценен уже имеющийся опыт работы в этом направлении преподавателей воскресной школы, а также методическое сопровождение, которое может предоставить воскресная школа.
Такой опыт соработничества есть у воскресной школы хабаровского храма святителя Иннокентия Иркутского. Свою историю школа ведет с 1899 года, когда на личные средства И.П. Пьянкова, трудами и заботами его супруги Екатерины Алексеевны школа была открыта. В 1900 году Иннокентий Павлинович был избран попечителем школы. Будучи православным человеком, он во многом способствовал делу церковного строительства и образования в Приамурском крае. В конце ХIХ века церковно-приходские школы были двух типов: «одноклассные» (с двухлетним образованием) и «двух-классные» (с четырехлетним). Вероятнее всего, школа при Иннокентьевском храме была одноклассной. В ней дети всех сословий имели возможность обучаться Закону Божию, Священной истории, грамоте, цер-ковному пению, чтению церковной и гражданской литературы. По свидетельствам современников, чета Пьянковых вложила много сил и средств для достижения высокого уровня преподавания и воспитания в этой школе.
На протяжении многих лет церковно-приходской школой заведовал протоиерей Харалампий Петрологинов, являвшийся также законоучителем. В 1918 году был принят декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В частности, декретом провозглашалось, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». В этом же году школа при Иннокентьевском храме разделила участь других церковно-приходских школ города — она была закрыта.
Новая страница в истории школы началось в 1993-м году, через год после возобновления церковной жизни, при Иннокентьевском приходе открыли воскресную школу. Первое время у нее не было своего постоянного помещения, и уроки с детьми проходили в храме, а затем в Институте физической культуры. С 1998 года школе выделили учебную комнату в построенном рядом с храмом церковном доме.
Сейчас в воскресной школе храма Святителя Иннокентия Иркутского 5 детских групп, в которых обучается 80 детей от 4 до 16 лет. Ребята изучают Закон Божий, мироведение, изобразительное искусство, музыкальную грамоту и церковнославянский язык. Основные дни занятий – суббота и воскресенье, но и в течение недели педагоги с радостью ждут своих воспитанников. Учащиеся посещают занятия художественной студии, занятия в которой проводит известный хабаровский педагог Наталья Лепетухина. С 2006 года при школе существует детский театр кукол «Встреча».
Мне хотелось бы подробней остановится именно на работе детского театра. С 2006 года наша воскресная школа сотрудничает с Центром эстетического воспитания детей г. Хабаровска, директором которого является профессор Хабаровского государственного института искусств и культуры А.А. Никитин. Результатом этого стало возникновение целого направления работы воскресной школы связанного с театром и художественным творчеством. Творческий коллектив воскресной школы – детский театр кукол «Встреча», обрел свой дом в стенах эстетического центра. Этот коллектив по-своему уникален. Он создавался с целью увлечения подростков, которым уже не так интересно предметное обучение в воскресной школе. Занятия в театре тесно интегрированы с занятиями изобразительного искусства, где дети учатся понимать, что такое цвет, композиция и многое другое, что помогает им в дальнейшем в изготовлении кукол и декораций.
Одновременно коллектив должен был взять на себя подготовку к основным праздникам, что решило бы одну из вечных проблем воскресных школ. Но все оказалось намного серьезней. Дети увлеклись театром кукол. В репертуаре стали появляться серьезные произведения «Мальчик у Христа на елке» по Ф.М. Достоевскому, «Маленький принц» по А. Экзюпери, «Рождественский вертеп». Это подтолкнуло нас к мысли о том, что надо уходить от привычных и «заезженных» в воскресной школе тем – когда на Рождество и Пасху из года в год ставят одно и то же, лишь по-разному интерпретируя сюжеты. Мы с детьми решили, что будем искать такой материал, который может быть и не всегда напрямую связан с Православием, но проблемы, которые озвучиваются в нем будут обращать нас к темам Любви, Вечности, Жизни, отношения к ближним. Проповедовать о Боге, не сказав лишних слов о Нем – вот девиз нашего театра.
Театр стал для нас настоящим средством воспитания. С 2008 года воскресная школа совместно с Хабаровским краевым театром кукол стала проводить ежегодную благотворительную программу «Подари Рождество». Суть ее в том, что наши юные артисты готовят рождественский спектакль, а в это же время в кассе театра распространяются на него билеты для простых горожан и их детей. В период репетиций наши педагоги ищут семью или ребенка, которые будут рады нашей помощи. В разные годы это были семьи с детьми-инвалидами, дети-сироты, тяжелобольные дети, многодетные семьи. В день премьеры от лица публики и нашего театра помощь передается адресату. То есть юные артисты отдают заработанные ими деньги другим. «Заработанные» — это не преувеличение, потому что дети работают над спектаклем все зимние каникулы, понимая, что на профессиональную сцену, что попало, не выставишь. То есть театр, зрелище, аплодисменты – это не цель нашей работы с детьми. Театр для нас – это место где могут и должны воспитываться детские сердца, причем по обе стороны сцены.
Еще одной целью нашего театра – было заявить о себе, о нашем жанре в профессиональном сообществе, выйти, если можно так сказать из подполья и встать наравне с другими учреждениями. С 2008 года мы стали участвовать в городских фестивалях детского театрального творчества, организуемых 1 раз в 2 года управлением образования г.Хабаровска. Результат этого участия для нас непонятен до сих пор – коллектив получил Гран-при фестиваля в 2008, 2010 и 2012 годах. В 2010 г. «Встреча» стала лауреатом Дальневосточного межрегионального фестиваля детских любительских театров. В 2013 году по результатам отборочного тура наш спектакль «Рождественский вертеп» был приглашен экспертным советом Государственного Российского дома народного творчества для участия в I Всероссийском фестивале любительских театров кукол в г. Саратове. Также театр «Встреча» получил высокую оценку Отдела культуры Хабаровской епархии, в связи с чем с 2011 года участвует в организации Рождественских архиерейских елок.
Нам могут возразить – театр и Церковь, театр и воскресная школа – разве все это совместимо? Разве полезно душам детей примерять на себя чужие маски и жизни? Разве не развивает это в них гордыню и тщеславие? И вообще это лицедейство – грех… Как возражение могу привести слова Н.В. Гоголя: «Театр – это такая кафедра, с которой можно многого сказать миру добра». А что до гордыни и тщеславия, то меньше они могут развиться у ребенка и при алтарном служении и при пении в церковном хоре. На мой взгляд – это задача педагога, так устроить внутреннюю жизнь коллектива и сопровождать творческий путь детей, чтобы этого не было. И тогда театр тоже станет служением воскресной школы.
Конечно, сегодня функции и содержание образования воскресной школы значительно отличаются от тех, что возлагались в XIX веке на церковно-приходскую школу. Неизменным осталось одно – стремление педагогов приобщить детей к Церкви, привить им христианскую нравственность и любовь к Родине, познакомить с христианской культурой и искусством.
Деятельность воскресной школы не может носить закрытый характер. Обращаясь к своим ученикам, Спаситель учил: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под спудом… » (Мф. 5, 13-16). Очевидно, что этими словами Спаситель призывает учеников не укрываться от мира, а просвещать и обновлять его в соответствии с Божественным замыслом. Перенося этот призыв в сферу религиозного образования, протоиерей Василий Зеньковский указывает, что «бороться с жизнью не нужно», так как школа все равно не может быть изолирована от жизни. Чем сильнее будет выражена установка «на борьбу и изоляцию», тем сильнее будет опасность раздвоения сознания учащихся и подрыва самых глубоких основ их религиозности. Противопоставление Церкви и мира, Церкви и культуры чуждо христианству с его основным догматом Боговоплощения, с его верой в спасение мира.
Стремский Иван Сергеевич
p
p