Сад зимой

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Венок таинственных созерцаний

Сад зимой

Однажды зимой сидел я и глядел присталь­но в сад. Внезапно упала завеса с очей моих: пред ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержа­щая в себе слова Духа, подобна Божественному Пи­санию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изо­бражением действия, подобного воскресению. Ес­ли бы мы не привыкли видеть оживление природы весной, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки: видя чу­до, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покро­емся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами; неужели же не оживут кости человеческие во время весны своей?» Они оживут, облекутся плотью; в новом виде вступят в новую жизнь и новый мир. Как древа, не выдержавшие лютости мороза, утратившие сок жизненный, при наступле­нии весны посекаются, выносятся из сада для топлива, так и грешники, утратившие жизнь свою – Бога, будут собраны в по­следний день этого века, в начатке будуще­го вечного дня, и ввергнуты в огнь неуга­сающий. Воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная пре­мудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него. Слабо по­мышление человека: чего мы не привык­ли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже рав­нодушно смотрим,– дела дивные, чудеса великие, непостижимые.

И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о вос­кресении мертвых, живописуя его преоб­разовательным, таинственным действием!

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Пастырь показал мне много деревьев без листьев, казавшихся иссох­шими.

– Видишь эти деревья?

– Почему же, господин, – спросил я, – они как бы засохли и похожи друг на друга?

– Потому, – отвечал он, – что в этом веке не различимы ни праведные, ни нече­стивые люди: одни походят на других. Ибо настоящий век есть зима для праведных, которые, живя с грешниками, по виду не отличаются от них. Как во время зи­мы все деревья с облетевшими листьями сходны между собою, и не видно, которые из них действительно засохли, а которые живы, так точно в настоящем веке нель­зя распознать праведников и грешников, но все похожи одни на других.

Апостол от 70-пт Ерм

Просмотров: 965